5 октября мы начали воплощать инклюзивную программу по художественно-эстетическому развитию детей с ментальными нарушениями средствами музейной педагогики «Я и музей!» в стенах Ростовского музея изобразительных искусств совместно с Региональным ресурсным центром по комплексному сопровождению детей РАС.
Музей становится одним из компонентов целостной коррекционно-развивающей, культуротворческой образовательной среды, включенной в систему школьного дополнительного образования в сфере внеурочной деятельности школьников с ОВЗ. Специфика содержания и форм организации внеурочной деятельности делает ее эффективным средством опосредованного влияния на образовательный процесс, в плане повышения учебной мотивации, обеспечения ребенку зоны успеха в доступном виде деятельности и достижения им психологического комфорта как одного из условий личностного роста, что особо важно в отношении детей с нарушениями в развитии. А также способствует профилактическому и коррекционно-развивающему влиянию на жизнедеятельность ребенка. Особую значимость это приобретает в отношении подростков. Социально-педагогические возможности внеурочной деятельности в рамках работы музея, в которые включаются подростки, основываются на формировании и удовлетворении важных для них социальных и духовных ценностей, заложенных в содержании деятельности музея, в социальных ролях, нормах, правилах поведения, которым приходится следовать в процессе этой деятельности. В силу своей значимости для подростка они способны оказывать влияние на коррекцию поведения в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
Поэтому образовательная функция музея приобретает сегодня особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность возрождения и развития духовных начал подрастающего человека. Продолжая оставаться местом хранения выдающихся образцов искусства, реликвий, раритетов и др., музей становится эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой.
Именно этому и было посвящено первое занятие. Мы познакомили ребят с правилами поведения в музее, порассуждали, что такое музей, для чего существуют музеи, чем различаются музеи между собой.
Наш замечательный экскурсовод – Лидия Николаевна Дудченко провела интересную обзорную экскурсию, рассказала кто такие художники, как художник создает свои произведения и чем он вдохновляется для творчества. Познакомила с атрибутами и художественными материалами художника (холст, краски, кисти, палитра). Посвятила нас в особенности коллекции музея, по какому принципу расположены экспонаты музея (по времени создания или по странам), что такое этикетка, и что на ней надо писать.
А потом методист Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей РАС, Светлана Сергеевна Брикунова провела творческое занятие. Ребята рисовали экспонаты, которые бы они разместили на своей личной экспозиции из своей коллекции. А также начали работать в творческих тетрадях по музейной педагогике.
И еще нас снимали на камеру Дон ТР для передачи… Но, об этом в следующий раз…